В июне свой восьмидесятилетний юбилей отмечает один крупнейших деятелей культуры нашей республики – Заур Цикузиевич Хот. Благодарю судьбу, которая четверть века назад подарила мне встречу с этой уникальной личностью – встречу, которая определила мой дальнейший путь в культуре и искусстве, явилась истоком многолетнего плодотворного творческого сотрудничества, оказала большое влияние на историческое развитие и деятельность ведущих коллективов нашей республики -  ансамбля русских народных инструментов «Отрада», Государственного симфонического оркестра Адыгеи и Государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль». В преддверии этого замечательного события мне хотелось бы вспомнить многие совместные творческие проекты и победы, рассказать о некоторых этапах развития колледжа искусств им. У. Х. Тхабисимова и государственной филармонии Адыгеи. В 1999 году директором Майкопского училища искусств был назначен Заур Цикузиевич Хот. К тому времени за его плечами был большой жизненный путь и огромный опыт руководителя, имевшего в своем послужном списке должности директора Тахтамукайской музыкальной школы, музыкальной школы города Майкопа, директора филармонии Адыгеи. Он стоял у истоков создания Государственного оркестра «Русская удаль» и Государственного ансамбля «Исламей», создал и руководил объединением филармоний юга России «Северокавказконцерт». И, хотя на момент назначения на пост директора училища он уже около семи лет не работал в отрасли культуры, занимая пост председателя комитета Республики Адыгея по туризму, слава его, как крупного деятеля культуры, известного и уважаемого во всей стране, созидателя, опытнейшего руководителя была столь велика, что и студенты и работники училища небезосновательно ожидали позитивных преобразований, новых творческих вызовов, улучшения функционирования учреждения во всех направлениях своей деятельности. И они не ошиблись. За те пять лет, в течение которых Заур Цикузиевич руководил училищем, было сделано многое: были открыты новые отделения – «актерское мастерство», «декоративно-прикладное искусство», «музыкальное искусство эстрады», «народное пение», была создана в стенах училища система музыкальных абонементов, которая позволила с одной стороны вести активную концертную деятельность педагогам и студентам училища, а с другой стороны привлекла в концертные залы училища как широкие массы слушателей, так и тех, кто должен был стать потенциальным студентом – учащихся музыкальных школ города и районов республики. Само же училище сначала стало республиканским, а потом получило статус колледжа и полное название – Адыгейский республиканский колледж искусств им. У. Х. Тхабисимова. Кроме того, были проведены давно требующиеся ремонтные работы во многих помещениях здания, включая концертные залы и буфет, закуплена новая аппаратура, а также был проведен ремонт музыкальных инструментов. Мое знакомство с Зауром Цикузиевичем состоялось вскоре после его назначения – в августе 1999 года. Я только-только поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, а за год до этого создал квартет русских народных инструментов «Отрада». Увидев его, выходящего из дверей училища, я, набравшись смелости, подошел, представился, рассказал о нашем ансамбле, и спросил – может ли он как-нибудь помочь в развитии коллектива. Заур Цикузиевич, внимательно и с интересом выслушав меня, предложил сделать концерт в большом зале училища, показать программу и возможности коллектива, и потом уже обсудить перспективы. Осенью состоялся концерт, который произвел очень хорошее впечатление и на профессионалов и на простых любителей музыки, мы были включены в систему абонементов, нам предоставили возможность репетировать в училище, и с тех пор главным «куратором» и консультантом «Отрады» стал Заур Цикузиевич Хот. С его помощью мы поехали на крупнейший всероссийский конкурс им. В. В. Андреева в Тверь, где получили звание Дипломанта. Забегая вперед скажу, что позже, когда Заур Цикузиевич вновь возглавил филармонию Адыгеи, он пригласил «Отраду» в состав камерного музыкального салона, где коллектив вышел на новый уровень. Заур Цикузиевич всегда внимательно относился к кадровому составу учреждений, которые он возглавлял. Если, по его мнению, человек имел творческий и педагогический потенциал, то Заур Цикузиевич максимально старался раскрыть его, готов был направить его на дальнейшую учебу, курсы повышения квалификации, мастер-классы и т.п. Многие педагоги колледжа прошли профессиональную переподготовку на базе Ростовской государственной консерватории, получив новые специальности. Однако, несмотря на значительные и бесспорные успехи на посту директора сначала училища искусств, а затем колледжа искусств – чувствовалось, что его тянет к филармонической деятельности, у него было огромное желание делать крупные творческие проекты, организовывать гастрольную деятельность, работать с профессиональными творческими коллективами. И, как говорится не без приключений, но в 2007 году Заур Цикузиевич Хот решением нового руководства республики был назначен генеральным директором Государственной филармонии республики Адыгея.   Как опытный директор, он сразу увидел недостатки в штатной структуре филармонии, в организационной деятельности, поэтому он провел ряд реорганизационных мероприятий, одним из которых и стало прием «Отрады» в штат камерного музыкального салона. Концертная жизнь коллектива буквально закипела, мы давали около 50 концертов за сезон в населенных пунктах Адыгеи и Краснодарского края. В 2008 году ансамбль принял участие во Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани», где стал лауреатом II премии, это был очередной большой успех, тем более ценный, что впервые лауреатом всероссийского конкурса стал коллектив, представляющий государственную филармонию Адыгеи. Заур Цикузиевич очень гордился нашим успехом, но ставил целый ряд новых творческих задач, связанных и с расширением репертуара и с подготовкой специальных концертных программ, построенных на сотрудничестве с ведущими коллективами и солистами-вокалистами Республики Адыгея – Ч. Анзароковым, Т. Нехай, М. Нагоевой, С. Шхабацевым и др. Примерно через год, Заур Цикузиевич пригласил меня к себе в кабинет и сказал: «Григорий, я вижу в тебе потенциал дирижера, тебе нужно учиться, узнай, где ты можешь пройти обучение, мы поможем». Изучив предложения различных ВУЗов, мы приняли решение о прохождении профессиональной переподготовке по специальности оперно-симфоническое дирижирование в Ростовской государственной консерватории в классе легендарного дирижера и педагога Народного артиста России, профессора Семена Аркадьевича Когана. После успешной сдачи выпускной программы с Государственным симфоническим оркестром Адыгеи, я был назначен на должность второго дирижера. На этой должности мною было подготовлено несколько концертных программ, в том числе и с разными солистами, но особо в этом ряду следует выделить проект «Я лечу над Россией» - концертная программа, где Заур Цикузиевич Хот был руководителем и режиссером, Тамара Нехай солисткой, а я был дирижером и автором всех инструментовок для голосом оркестром. Концерт имел огромный успех у слушателей, в дальнейшем эта программа была выдвинута на соискание Государственной премии Адыгеи, которая и была и присуждена нам троим в 2013 году. В 2011 году я был назначен вторым дирижером Государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль» по просьбе художественного руководителя и главного дирижера оркестра Анатолия Васильевича Шипитько. Сохраняя основные самобытные черты коллектива и его основную традиционную направленность – русский народный скомороший театр, тем не менее, мне удалось внести вклад в расширение академического репертуара оркестра, а так же, по настоянию Заура Цикузиевича и регионального компонента. В 2013 году, после того, как наш совместный проект получил Государственную премию Республики Адыгея, Заур Цикузиевич принял решение назначить меня художественным руководителем и главным дирижером государственного симфонического оркестра. За  три года, которые я руководил оркестром, были исполнены интересные программы с солистами инструменталистами из Москвы, Ростова, Краснодара, впервые была подготовлена большая концертная программа с лучшими студентами колледжа искусств. Было сделано много инструментовок и обработок новых произведений для оркестра, значительно расширен список исполненных оркестром произведений местных композиторов. После своего 70-летия, Заур Цикузиевич принял решение уйти на заслуженный отдых. Однако, он всегда в курсе всех самых важных событий, происходящих в культуре Адыгеи, Краснодарского края и России в целом. Он всегда открыт для творческого общения, готов поделиться своим бесценным опытом, дать совет, высказать конструктивные критические замечания и пожелания. Когда возглавляемые ныне мной профессиональные коллективы квинтет народных инструментов «Отрада» и оркестр народных инструментов сочинской филармонии «Русский сувенир» им. П. Нечепоренко готовятся выйти с новыми концертными номерами и программами, то первый их слушатель и критик – Заур Цикузиевич. Так было и с такими моими сочинениями как фантазия на тему русской народной песни «Вдоль да по речке», и с рапсодией на темы адыгских народных мелодий «С вершины Фишта» и со многими другими, и всегда его замечания и оценки точны, содержательны и объективны. От себя лично и от имени наших коллективов хочется сердечно поздравить юбиляра, поблагодарить его за огромный вклад в развитие культуры родной республики, пожелать здоровья и бодрости духа, долгих счастливых лет!   Заслуженный артист Республики Адыгея Лауреат Государственной премии Адыгеи              Григорий Михайлов

В июне свой восьмидесятилетний юбилей отмечает один крупнейших деятелей культуры нашей республики – Заур Цикузиевич Хот. Благодарю судьбу, которая четверть века назад подарила мне встречу с этой уникальной личностью – встречу, которая определила мой дальнейший путь в культуре и искусстве, явилась истоком многолетнего плодотворного творческого сотрудничества, оказала большое влияние на историческое развитие и деятельность ведущих коллективов нашей республики -  ансамбля русских народных инструментов «Отрада», Государственного симфонического оркестра Адыгеи и Государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль». В преддверии этого замечательного события мне хотелось бы вспомнить многие совместные творческие проекты и победы, рассказать о некоторых этапах развития колледжа искусств им. У. Х. Тхабисимова и государственной филармонии Адыгеи.

В 1999 году директором Майкопского училища искусств был назначен Заур Цикузиевич Хот. К тому времени за его плечами был большой жизненный путь и огромный опыт руководителя, имевшего в своем послужном списке должности директора Тахтамукайской музыкальной школы, музыкальной школы города Майкопа, директора филармонии Адыгеи. Он стоял у истоков создания Государственного оркестра «Русская удаль» и Государственного ансамбля «Исламей», создал и руководил объединением филармоний юга России «Северокавказконцерт». И, хотя на момент назначения на пост директора училища он уже около семи лет не работал в отрасли культуры, занимая пост председателя комитета Республики Адыгея по туризму, слава его, как крупного деятеля культуры, известного и уважаемого во всей стране, созидателя, опытнейшего руководителя была столь велика, что и студенты и работники училища небезосновательно ожидали позитивных преобразований, новых творческих вызовов, улучшения функционирования учреждения во всех направлениях своей деятельности. И они не ошиблись. За те пять лет, в течение которых Заур Цикузиевич руководил училищем, было сделано многое: были открыты новые отделения – «актерское мастерство», «декоративно-прикладное искусство», «музыкальное искусство эстрады», «народное пение», была создана в стенах училища система музыкальных абонементов, которая позволила с одной стороны вести активную концертную деятельность педагогам и студентам училища, а с другой стороны привлекла в концертные залы училища как широкие массы слушателей, так и тех, кто должен был стать потенциальным студентом – учащихся музыкальных школ города и районов республики. Само же училище сначала стало республиканским, а потом получило статус колледжа и полное название – Адыгейский республиканский колледж искусств им. У. Х. Тхабисимова. Кроме того, были проведены давно требующиеся ремонтные работы во многих помещениях здания, включая концертные залы и буфет, закуплена новая аппаратура, а также был проведен ремонт музыкальных инструментов. Мое знакомство с Зауром Цикузиевичем состоялось вскоре после его назначения – в августе 1999 года. Я только-только поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, а за год до этого создал квартет русских народных инструментов «Отрада». Увидев его, выходящего из дверей училища, я, набравшись смелости, подошел, представился, рассказал о нашем ансамбле, и спросил – может ли он как-нибудь помочь в развитии коллектива. Заур Цикузиевич, внимательно и с интересом выслушав меня, предложил сделать концерт в большом зале училища, показать программу и возможности коллектива, и потом уже обсудить перспективы. Осенью состоялся концерт, который произвел очень хорошее впечатление и на профессионалов и на простых любителей музыки, мы были включены в систему абонементов, нам предоставили возможность репетировать в училище, и с тех пор главным «куратором» и консультантом «Отрады» стал Заур Цикузиевич Хот. С его помощью мы поехали на крупнейший всероссийский конкурс им. В. В. Андреева в Тверь, где получили звание Дипломанта. Забегая вперед скажу, что позже, когда Заур Цикузиевич вновь возглавил филармонию Адыгеи, он пригласил «Отраду» в состав камерного музыкального салона, где коллектив вышел на новый уровень.

Заур Цикузиевич всегда внимательно относился к кадровому составу учреждений, которые он возглавлял. Если, по его мнению, человек имел творческий и педагогический потенциал, то Заур Цикузиевич максимально старался раскрыть его, готов был направить его на дальнейшую учебу, курсы повышения квалификации, мастер-классы и т.п. Многие педагоги колледжа прошли профессиональную переподготовку на базе Ростовской государственной консерватории, получив новые специальности.

Однако, несмотря на значительные и бесспорные успехи на посту директора сначала училища искусств, а затем колледжа искусств – чувствовалось, что его тянет к филармонической деятельности, у него было огромное желание делать крупные творческие проекты, организовывать гастрольную деятельность, работать с профессиональными творческими коллективами. И, как говорится не без приключений, но в 2007 году Заур Цикузиевич Хот решением нового руководства республики был назначен генеральным директором Государственной филармонии республики Адыгея.  

Как опытный директор, он сразу увидел недостатки в штатной структуре филармонии, в организационной деятельности, поэтому он провел ряд реорганизационных мероприятий, одним из которых и стало прием «Отрады» в штат камерного музыкального салона. Концертная жизнь коллектива буквально закипела, мы давали около 50 концертов за сезон в населенных пунктах Адыгеи и Краснодарского края. В 2008 году ансамбль принял участие во Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани», где стал лауреатом II премии, это был очередной большой успех, тем более ценный, что впервые лауреатом всероссийского конкурса стал коллектив, представляющий государственную филармонию Адыгеи. Заур Цикузиевич очень гордился нашим успехом, но ставил целый ряд новых творческих задач, связанных и с расширением репертуара и с подготовкой специальных концертных программ, построенных на сотрудничестве с ведущими коллективами и солистами-вокалистами Республики Адыгея – Ч. Анзароковым, Т. Нехай, М. Нагоевой, С. Шхабацевым и др.

Примерно через год, Заур Цикузиевич пригласил меня к себе в кабинет и сказал: «Григорий, я вижу в тебе потенциал дирижера, тебе нужно учиться, узнай, где ты можешь пройти обучение, мы поможем». Изучив предложения различных ВУЗов, мы приняли решение о прохождении профессиональной переподготовке по специальности оперно-симфоническое дирижирование в Ростовской государственной консерватории в классе легендарного дирижера и педагога Народного артиста России, профессора Семена Аркадьевича Когана. После успешной сдачи выпускной программы с Государственным симфоническим оркестром Адыгеи, я был назначен на должность второго дирижера. На этой должности мною было подготовлено несколько концертных программ, в том числе и с разными солистами, но особо в этом ряду следует выделить проект «Я лечу над Россией» - концертная программа, где Заур Цикузиевич Хот был руководителем и режиссером, Тамара Нехай солисткой, а я был дирижером и автором всех инструментовок для голосом оркестром. Концерт имел огромный успех у слушателей, в дальнейшем эта программа была выдвинута на соискание Государственной премии Адыгеи, которая и была и присуждена нам троим в 2013 году.

В 2011 году я был назначен вторым дирижером Государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль» по просьбе художественного руководителя и главного дирижера оркестра Анатолия Васильевича Шипитько. Сохраняя основные самобытные черты коллектива и его основную традиционную направленность – русский народный скомороший театр, тем не менее, мне удалось внести вклад в расширение академического репертуара оркестра, а так же, по настоянию Заура Цикузиевича и регионального компонента. В 2013 году, после того, как наш совместный проект получил Государственную премию Республики Адыгея, Заур Цикузиевич принял решение назначить меня художественным руководителем и главным дирижером государственного симфонического оркестра. За  три года, которые я руководил оркестром, были исполнены интересные программы с солистами инструменталистами из Москвы, Ростова, Краснодара, впервые была подготовлена большая концертная программа с лучшими студентами колледжа искусств. Было сделано много инструментовок и обработок новых произведений для оркестра, значительно расширен список исполненных оркестром произведений местных композиторов.

После своего 70-летия, Заур Цикузиевич принял решение уйти на заслуженный отдых. Однако, он всегда в курсе всех самых важных событий, происходящих в культуре Адыгеи, Краснодарского края и России в целом. Он всегда открыт для творческого общения, готов поделиться своим бесценным опытом, дать совет, высказать конструктивные критические замечания и пожелания. Когда возглавляемые ныне мной профессиональные коллективы квинтет народных инструментов «Отрада» и оркестр народных инструментов сочинской филармонии «Русский сувенир» им. П. Нечепоренко готовятся выйти с новыми концертными номерами и программами, то первый их слушатель и критик – Заур Цикузиевич. Так было и с такими моими сочинениями как фантазия на тему русской народной песни «Вдоль да по речке», и с рапсодией на темы адыгских народных мелодий «С вершины Фишта» и со многими другими, и всегда его замечания и оценки точны, содержательны и объективны.

От себя лично и от имени наших коллективов хочется сердечно поздравить юбиляра, поблагодарить его за огромный вклад в развитие культуры родной республики, пожелать здоровья и бодрости духа, долгих счастливых лет!

 

Заслуженный артист Республики Адыгея

Лауреат Государственной премии Адыгеи              Григорий Михайлов
В июне свой восьмидесятилетний юбилей отмечает один крупнейших деятелей культуры нашей республики – Заур Цикузиевич Хот. Благодарю судьбу, которая четверть века назад подарила мне встречу с этой уникальной личностью – встречу, которая определила мой дальнейший путь в культуре и искусстве, явилась истоком многолетнего плодотворного творческого сотрудничества, оказала большое влияние на историческое развитие и деятельность ведущих коллективов нашей республики -  ансамбля русских народных инструментов «Отрада», Государственного симфонического оркестра Адыгеи и Государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль». В преддверии этого замечательного события мне хотелось бы вспомнить многие совместные творческие проекты и победы, рассказать о некоторых этапах развития колледжа искусств им. У. Х. Тхабисимова и государственной филармонии Адыгеи.

В 1999 году директором Майкопского училища искусств был назначен Заур Цикузиевич Хот. К тому времени за его плечами был большой жизненный путь и огромный опыт руководителя, имевшего в своем послужном списке должности директора Тахтамукайской музыкальной школы, музыкальной школы города Майкопа, директора филармонии Адыгеи. Он стоял у истоков создания Государственного оркестра «Русская удаль» и Государственного ансамбля «Исламей», создал и руководил объединением филармоний юга России «Северокавказконцерт». И, хотя на момент назначения на пост директора училища он уже около семи лет не работал в отрасли культуры, занимая пост председателя комитета Республики Адыгея по туризму, слава его, как крупного деятеля культуры, известного и уважаемого во всей стране, созидателя, опытнейшего руководителя была столь велика, что и студенты и работники училища небезосновательно ожидали позитивных преобразований, новых творческих вызовов, улучшения функционирования учреждения во всех направлениях своей деятельности. И они не ошиблись. За те пять лет, в течение которых Заур Цикузиевич руководил училищем, было сделано многое: были открыты новые отделения – «актерское мастерство», «декоративно-прикладное искусство», «музыкальное искусство эстрады», «народное пение», была создана в стенах училища система музыкальных абонементов, которая позволила с одной стороны вести активную концертную деятельность педагогам и студентам училища, а с другой стороны привлекла в концертные залы училища как широкие массы слушателей, так и тех, кто должен был стать потенциальным студентом – учащихся музыкальных школ города и районов республики. Само же училище сначала стало республиканским, а потом получило статус колледжа и полное название – Адыгейский республиканский колледж искусств им. У. Х. Тхабисимова. Кроме того, были проведены давно требующиеся ремонтные работы во многих помещениях здания, включая концертные залы и буфет, закуплена новая аппаратура, а также был проведен ремонт музыкальных инструментов. Мое знакомство с Зауром Цикузиевичем состоялось вскоре после его назначения – в августе 1999 года. Я только-только поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, а за год до этого создал квартет русских народных инструментов «Отрада». Увидев его, выходящего из дверей училища, я, набравшись смелости, подошел, представился, рассказал о нашем ансамбле, и спросил – может ли он как-нибудь помочь в развитии коллектива. Заур Цикузиевич, внимательно и с интересом выслушав меня, предложил сделать концерт в большом зале училища, показать программу и возможности коллектива, и потом уже обсудить перспективы. Осенью состоялся концерт, который произвел очень хорошее впечатление и на профессионалов и на простых любителей музыки, мы были включены в систему абонементов, нам предоставили возможность репетировать в училище, и с тех пор главным «куратором» и консультантом «Отрады» стал Заур Цикузиевич Хот. С его помощью мы поехали на крупнейший всероссийский конкурс им. В. В. Андреева в Тверь, где получили звание Дипломанта. Забегая вперед скажу, что позже, когда Заур Цикузиевич вновь возглавил филармонию Адыгеи, он пригласил «Отраду» в состав камерного музыкального салона, где коллектив вышел на новый уровень.

Заур Цикузиевич всегда внимательно относился к кадровому составу учреждений, которые он возглавлял. Если, по его мнению, человек имел творческий и педагогический потенциал, то Заур Цикузиевич максимально старался раскрыть его, готов был направить его на дальнейшую учебу, курсы повышения квалификации, мастер-классы и т.п. Многие педагоги колледжа прошли профессиональную переподготовку на базе Ростовской государственной консерватории, получив новые специальности.

Однако, несмотря на значительные и бесспорные успехи на посту директора сначала училища искусств, а затем колледжа искусств – чувствовалось, что его тянет к филармонической деятельности, у него было огромное желание делать крупные творческие проекты, организовывать гастрольную деятельность, работать с профессиональными творческими коллективами. И, как говорится не без приключений, но в 2007 году Заур Цикузиевич Хот решением нового руководства республики был назначен генеральным директором Государственной филармонии республики Адыгея.  

Как опытный директор, он сразу увидел недостатки в штатной структуре филармонии, в организационной деятельности, поэтому он провел ряд реорганизационных мероприятий, одним из которых и стало прием «Отрады» в штат камерного музыкального салона. Концертная жизнь коллектива буквально закипела, мы давали около 50 концертов за сезон в населенных пунктах Адыгеи и Краснодарского края. В 2008 году ансамбль принял участие во Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани», где стал лауреатом II премии, это был очередной большой успех, тем более ценный, что впервые лауреатом всероссийского конкурса стал коллектив, представляющий государственную филармонию Адыгеи. Заур Цикузиевич очень гордился нашим успехом, но ставил целый ряд новых творческих задач, связанных и с расширением репертуара и с подготовкой специальных концертных программ, построенных на сотрудничестве с ведущими коллективами и солистами-вокалистами Республики Адыгея – Ч. Анзароковым, Т. Нехай, М. Нагоевой, С. Шхабацевым и др.

Примерно через год, Заур Цикузиевич пригласил меня к себе в кабинет и сказал: «Григорий, я вижу в тебе потенциал дирижера, тебе нужно учиться, узнай, где ты можешь пройти обучение, мы поможем». Изучив предложения различных ВУЗов, мы приняли решение о прохождении профессиональной переподготовке по специальности оперно-симфоническое дирижирование в Ростовской государственной консерватории в классе легендарного дирижера и педагога Народного артиста России, профессора Семена Аркадьевича Когана. После успешной сдачи выпускной программы с Государственным симфоническим оркестром Адыгеи, я был назначен на должность второго дирижера. На этой должности мною было подготовлено несколько концертных программ, в том числе и с разными солистами, но особо в этом ряду следует выделить проект «Я лечу над Россией» - концертная программа, где Заур Цикузиевич Хот был руководителем и режиссером, Тамара Нехай солисткой, а я был дирижером и автором всех инструментовок для голосом оркестром. Концерт имел огромный успех у слушателей, в дальнейшем эта программа была выдвинута на соискание Государственной премии Адыгеи, которая и была и присуждена нам троим в 2013 году.

В 2011 году я был назначен вторым дирижером Государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль» по просьбе художественного руководителя и главного дирижера оркестра Анатолия Васильевича Шипитько. Сохраняя основные самобытные черты коллектива и его основную традиционную направленность – русский народный скомороший театр, тем не менее, мне удалось внести вклад в расширение академического репертуара оркестра, а так же, по настоянию Заура Цикузиевича и регионального компонента. В 2013 году, после того, как наш совместный проект получил Государственную премию Республики Адыгея, Заур Цикузиевич принял решение назначить меня художественным руководителем и главным дирижером государственного симфонического оркестра. За  три года, которые я руководил оркестром, были исполнены интересные программы с солистами инструменталистами из Москвы, Ростова, Краснодара, впервые была подготовлена большая концертная программа с лучшими студентами колледжа искусств. Было сделано много инструментовок и обработок новых произведений для оркестра, значительно расширен список исполненных оркестром произведений местных композиторов.

После своего 70-летия, Заур Цикузиевич принял решение уйти на заслуженный отдых. Однако, он всегда в курсе всех самых важных событий, происходящих в культуре Адыгеи, Краснодарского края и России в целом. Он всегда открыт для творческого общения, готов поделиться своим бесценным опытом, дать совет, высказать конструктивные критические замечания и пожелания. Когда возглавляемые ныне мной профессиональные коллективы квинтет народных инструментов «Отрада» и оркестр народных инструментов сочинской филармонии «Русский сувенир» им. П. Нечепоренко готовятся выйти с новыми концертными номерами и программами, то первый их слушатель и критик – Заур Цикузиевич. Так было и с такими моими сочинениями как фантазия на тему русской народной песни «Вдоль да по речке», и с рапсодией на темы адыгских народных мелодий «С вершины Фишта» и со многими другими, и всегда его замечания и оценки точны, содержательны и объективны.

От себя лично и от имени наших коллективов хочется сердечно поздравить юбиляра, поблагодарить его за огромный вклад в развитие культуры родной республики, пожелать здоровья и бодрости духа, долгих счастливых лет!

 

Заслуженный артист Республики Адыгея

Лауреат Государственной премии Адыгеи              Григорий Михайлов
В июне свой восьмидесятилетний юбилей отмечает один крупнейших деятелей культуры нашей республики – Заур Цикузиевич Хот. Благодарю судьбу, которая четверть века назад подарила мне встречу с этой уникальной личностью – встречу, которая определила мой дальнейший путь в культуре и искусстве, явилась истоком многолетнего плодотворного творческого сотрудничества, оказала большое влияние на историческое развитие и деятельность ведущих коллективов нашей республики -  ансамбля русских народных инструментов «Отрада», Государственного симфонического оркестра Адыгеи и Государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль». В преддверии этого замечательного события мне хотелось бы вспомнить многие совместные творческие проекты и победы, рассказать о некоторых этапах развития колледжа искусств им. У. Х. Тхабисимова и государственной филармонии Адыгеи.

В 1999 году директором Майкопского училища искусств был назначен Заур Цикузиевич Хот. К тому времени за его плечами был большой жизненный путь и огромный опыт руководителя, имевшего в своем послужном списке должности директора Тахтамукайской музыкальной школы, музыкальной школы города Майкопа, директора филармонии Адыгеи. Он стоял у истоков создания Государственного оркестра «Русская удаль» и Государственного ансамбля «Исламей», создал и руководил объединением филармоний юга России «Северокавказконцерт». И, хотя на момент назначения на пост директора училища он уже около семи лет не работал в отрасли культуры, занимая пост председателя комитета Республики Адыгея по туризму, слава его, как крупного деятеля культуры, известного и уважаемого во всей стране, созидателя, опытнейшего руководителя была столь велика, что и студенты и работники училища небезосновательно ожидали позитивных преобразований, новых творческих вызовов, улучшения функционирования учреждения во всех направлениях своей деятельности. И они не ошиблись. За те пять лет, в течение которых Заур Цикузиевич руководил училищем, было сделано многое: были открыты новые отделения – «актерское мастерство», «декоративно-прикладное искусство», «музыкальное искусство эстрады», «народное пение», была создана в стенах училища система музыкальных абонементов, которая позволила с одной стороны вести активную концертную деятельность педагогам и студентам училища, а с другой стороны привлекла в концертные залы училища как широкие массы слушателей, так и тех, кто должен был стать потенциальным студентом – учащихся музыкальных школ города и районов республики. Само же училище сначала стало республиканским, а потом получило статус колледжа и полное название – Адыгейский республиканский колледж искусств им. У. Х. Тхабисимова. Кроме того, были проведены давно требующиеся ремонтные работы во многих помещениях здания, включая концертные залы и буфет, закуплена новая аппаратура, а также был проведен ремонт музыкальных инструментов. Мое знакомство с Зауром Цикузиевичем состоялось вскоре после его назначения – в августе 1999 года. Я только-только поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, а за год до этого создал квартет русских народных инструментов «Отрада». Увидев его, выходящего из дверей училища, я, набравшись смелости, подошел, представился, рассказал о нашем ансамбле, и спросил – может ли он как-нибудь помочь в развитии коллектива. Заур Цикузиевич, внимательно и с интересом выслушав меня, предложил сделать концерт в большом зале училища, показать программу и возможности коллектива, и потом уже обсудить перспективы. Осенью состоялся концерт, который произвел очень хорошее впечатление и на профессионалов и на простых любителей музыки, мы были включены в систему абонементов, нам предоставили возможность репетировать в училище, и с тех пор главным «куратором» и консультантом «Отрады» стал Заур Цикузиевич Хот. С его помощью мы поехали на крупнейший всероссийский конкурс им. В. В. Андреева в Тверь, где получили звание Дипломанта. Забегая вперед скажу, что позже, когда Заур Цикузиевич вновь возглавил филармонию Адыгеи, он пригласил «Отраду» в состав камерного музыкального салона, где коллектив вышел на новый уровень.

Заур Цикузиевич всегда внимательно относился к кадровому составу учреждений, которые он возглавлял. Если, по его мнению, человек имел творческий и педагогический потенциал, то Заур Цикузиевич максимально старался раскрыть его, готов был направить его на дальнейшую учебу, курсы повышения квалификации, мастер-классы и т.п. Многие педагоги колледжа прошли профессиональную переподготовку на базе Ростовской государственной консерватории, получив новые специальности.

Однако, несмотря на значительные и бесспорные успехи на посту директора сначала училища искусств, а затем колледжа искусств – чувствовалось, что его тянет к филармонической деятельности, у него было огромное желание делать крупные творческие проекты, организовывать гастрольную деятельность, работать с профессиональными творческими коллективами. И, как говорится не без приключений, но в 2007 году Заур Цикузиевич Хот решением нового руководства республики был назначен генеральным директором Государственной филармонии республики Адыгея.  

Как опытный директор, он сразу увидел недостатки в штатной структуре филармонии, в организационной деятельности, поэтому он провел ряд реорганизационных мероприятий, одним из которых и стало прием «Отрады» в штат камерного музыкального салона. Концертная жизнь коллектива буквально закипела, мы давали около 50 концертов за сезон в населенных пунктах Адыгеи и Краснодарского края. В 2008 году ансамбль принял участие во Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани», где стал лауреатом II премии, это был очередной большой успех, тем более ценный, что впервые лауреатом всероссийского конкурса стал коллектив, представляющий государственную филармонию Адыгеи. Заур Цикузиевич очень гордился нашим успехом, но ставил целый ряд новых творческих задач, связанных и с расширением репертуара и с подготовкой специальных концертных программ, построенных на сотрудничестве с ведущими коллективами и солистами-вокалистами Республики Адыгея – Ч. Анзароковым, Т. Нехай, М. Нагоевой, С. Шхабацевым и др.

Примерно через год, Заур Цикузиевич пригласил меня к себе в кабинет и сказал: «Григорий, я вижу в тебе потенциал дирижера, тебе нужно учиться, узнай, где ты можешь пройти обучение, мы поможем». Изучив предложения различных ВУЗов, мы приняли решение о прохождении профессиональной переподготовке по специальности оперно-симфоническое дирижирование в Ростовской государственной консерватории в классе легендарного дирижера и педагога Народного артиста России, профессора Семена Аркадьевича Когана. После успешной сдачи выпускной программы с Государственным симфоническим оркестром Адыгеи, я был назначен на должность второго дирижера. На этой должности мною было подготовлено несколько концертных программ, в том числе и с разными солистами, но особо в этом ряду следует выделить проект «Я лечу над Россией» - концертная программа, где Заур Цикузиевич Хот был руководителем и режиссером, Тамара Нехай солисткой, а я был дирижером и автором всех инструментовок для голосом оркестром. Концерт имел огромный успех у слушателей, в дальнейшем эта программа была выдвинута на соискание Государственной премии Адыгеи, которая и была и присуждена нам троим в 2013 году.

В 2011 году я был назначен вторым дирижером Государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль» по просьбе художественного руководителя и главного дирижера оркестра Анатолия Васильевича Шипитько. Сохраняя основные самобытные черты коллектива и его основную традиционную направленность – русский народный скомороший театр, тем не менее, мне удалось внести вклад в расширение академического репертуара оркестра, а так же, по настоянию Заура Цикузиевича и регионального компонента. В 2013 году, после того, как наш совместный проект получил Государственную премию Республики Адыгея, Заур Цикузиевич принял решение назначить меня художественным руководителем и главным дирижером государственного симфонического оркестра. За  три года, которые я руководил оркестром, были исполнены интересные программы с солистами инструменталистами из Москвы, Ростова, Краснодара, впервые была подготовлена большая концертная программа с лучшими студентами колледжа искусств. Было сделано много инструментовок и обработок новых произведений для оркестра, значительно расширен список исполненных оркестром произведений местных композиторов.

После своего 70-летия, Заур Цикузиевич принял решение уйти на заслуженный отдых. Однако, он всегда в курсе всех самых важных событий, происходящих в культуре Адыгеи, Краснодарского края и России в целом. Он всегда открыт для творческого общения, готов поделиться своим бесценным опытом, дать совет, высказать конструктивные критические замечания и пожелания. Когда возглавляемые ныне мной профессиональные коллективы квинтет народных инструментов «Отрада» и оркестр народных инструментов сочинской филармонии «Русский сувенир» им. П. Нечепоренко готовятся выйти с новыми концертными номерами и программами, то первый их слушатель и критик – Заур Цикузиевич. Так было и с такими моими сочинениями как фантазия на тему русской народной песни «Вдоль да по речке», и с рапсодией на темы адыгских народных мелодий «С вершины Фишта» и со многими другими, и всегда его замечания и оценки точны, содержательны и объективны.

От себя лично и от имени наших коллективов хочется сердечно поздравить юбиляра, поблагодарить его за огромный вклад в развитие культуры родной республики, пожелать здоровья и бодрости духа, долгих счастливых лет!

 

Заслуженный артист Республики Адыгея

Лауреат Государственной премии Адыгеи              Григорий Михайлов